Город Хадыженск  
     
Дольмен - история камня и человека.
 
СТРАНИЦА: 1
Окрестности города Хадыженск - долина древних могил.
Дольмены - как зачатки монументального зодчества.
Гипотеза происхождения.
Где и кем впервые зарегистрированы.
СТРАНИЦА: 2
Цивилизация на Кубани глубже "дольменной культуры" не исследована...
Сколько их осталось?
Закономерности расположения.
Типы дольменов.
СТРАНИЦА: 3
Архитектурное разнообразие.
Тайные замыслы строителей.
Роль дольменов в истории и культуре Адыгеи.
На этом история не заканчивается...
Фотогалерея.
На первуюНа первую
ФЛОРА И ФАУНА
Река Пшиш.
Ящерицы.
ИСТОРИЯ
Стр. биографии.
Казаки
ТЕЛЕФОННАЯ КНИГА
Админ. и организации.
Предприятия.
ФОТОАРХИВ
Город.
Природа.
ОТДЫХ И ТУРИЗМ
Вступление.
Карта района.
ОБЩЕНИЕ
Гостевая книга.
Форум.
Написать письмо.
ВЕРНУТЬСЯ
Карта сайта
  СТРАНИЦА: 3

       Существуют различные вариации в архитектурном оформлении, дольменов. Иногда камера дольмена в плане имеет форму не прямоугольника, а трапеции, еще реже встречаются многоугольные в плане камеры дольменов (с числом углов больше четырех). Есть «двухкомнатные» дольмены (с двойными камерами), есть дольмены с двускатными крышами. Ареал многогранных, двухкамерных и двускатных дольменов на северных склонах Кавказа (целиком в пределах горного Закубанья).
      Некоторые большие дольмены украшены приставными портальными выступами — двумя контрфорсами, расположенными в одной плоскости с плитой-фасадом (упоминавшийся дольмен у моста через Догуаб). Такие дольмены, а также дольмены с двумя камерами имеются также в Турции и Каталонии (Испания).
      Вообще наибольшее архитектурное сходство кубанские дольмены имеют с дольменами в Пиренеях, и это, быть может, является еще одним подтверждением таинственной, пока еще совсем мало исследованной связи древних басков с пародами Кавказа (некоторые филологи склонны относить язык басков к кавказской группе языков).
      Есть дольмены, крыша которых закруглена по верхним боковым ребрам и но обоим задним углам. Изредка попадаются и круглые дольмены (дольмен на реке Жане в Геленджикском районе). На внешней (иногда на внутренней) поверхности некоторых дольменов встречается нехитрый орнамент в виде зигзагообразной штриховки (дольмен в ущелье реки Адегой близ станицы Шапсугской), солярных знаков, частей человеческого тела, фаллических изображений, а в иных случаях даже примитивный рельеф в виде обращенных вниз зубчиков на боковых торцах верхней плиты. Па крыше некоторых дольменов имеются чашеобразные углубления, давшие повод думать, что в эти последние помещались жертвоприношения или пища во время тризн.
      Во многих дольменах полом служит монолитная песчаниковая плита (шестая по счету но всем сооружении), в других случаях пол мавзолея вымощен мелким камнем, а в середине его находится каменный ящик.
      Перед фасадом дольмена всегда имеется площадка — иногда искусственная, иногда естественная, изредка огороженная менгирами и кромлехами. У одного из описанных и литературе дольменов-монолитов такая площадки размерами 2,5X2,5 м вырублена на уровне его пола из той же скалы, что и сам дольмен, и находится на высоте более 3 м над поверхностью земли. Очевидно, такая площадка была нужна для ритуальных целей.
      Отверстие портала всегда достаточно широко для того, чтобы в него мог проникнуть человек. В литературе описан только одни дольмен, имеющий маленькое овальное отверстие с наибольшим размером 26 см. Он был обнаружен Е.Д. Фелицыным на Зацепиной поляне близ станицы Баговской.
      Вес монолитных плит, использованных при строительстве дольменов, достигает 23 т. Строители использовали местные породы — прочные песчаники, плотные известняки, но иногда эти гигантские плиты им приходилось транспортировать на расстояние 15—20 км. В таких случаях были нужны одновременные усилия не менее 150 человек, быть может, использовалась тягловая сила быков. Камень обкалывался, шлифовался, в плитах выбивались пазы. Считается установленным, что строители дольменов применяли при обработке плит шлифовальные камни и тесла с округлыми и прямыми лезвиями, что при возведении мавзолеев они использовали натянутый шнур и отвес. Перемещая и разворачивая многотонные глыбы, они прибегали к помощи рычагов, веревок, подсыпок и тому подобных средств.
      Дольмены служили местами одиночных, парных и множественных захоронений. В последнем случае покойники сидели в нем но углам и в центре. Рядом с ними располагалась погребальная утварь: керамика с примитивным орнаментом, металлические ножи и топоры, ритуальные бронзовые крюки, кремневые наконечники дротиков и стрел. Тела умерших украшали сердоликовые бусы, золотые височные кольца. Иногда в дольменах находили скелет собаки — это животное сохраняло свое сторожевое назначение и в погребальном ритуале.
      Многие изделия, найденные в дольменах, выполнили роль «опорных» (то есть по ним было установлено время создания дольменов), другие были квалифицированы как материал, помещенный внутрь мавзолеев в более поздние времена. Найденный инвентарь и орнаментировка дольменов, символизирующая идею возрождения жизни и идею плодородия, свидетельствуют о связи между культурами горного Закубанья и Средиземноморья.
      Впоследствии некоторые дольмены стали играть роль мест вторичных, многократных захоронений и превратились во вместилища костей — оссуарии. В дальнейшем дольменное погребение сменилось обычаем хоронить мертвецов на ветвях деревьев.
      Дольменная культура сыграла заметную роль в становлении абхазо-адыгского этноса на его раннем этапе. Мегалитические мавзолеи вошли в словарный состав языков народов западной оконечности Кавказа и в их предании. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилища костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы — «адамра» (древние могильные дома). Адыги первоначально пользовались словом «кеу-неж», которое имеет тот же смысл, что и абхазское «адамра», а в более поздние времена термином «испыун» («испун», «спыун»), который переводится как дом карлика («спи»—карлик, «унэ»—дом). Согласно адыгским преданиям, дольмены — жилища, построенные великанами («нарт», «еныжь») для соседнего с ними племени карликов («спи», «цан», «цанна») из великодушия и жалости к беззащитным существам (впрочем, имеется вариант легенды, утверждающий, что коварные карлики вынудили хитростью простодушных гигантов выполнить эту работу). Более поздние адыгские сказки утверждают, что круглое отверстие входа дольмена гномы, как лихие джигиты, преодолевали, выпрыгивая из испыуна и запрыгивая внутрь его верхом на зайцах.
      Появившиеся впоследствии в горном Закубанье черноморские казаки окрестили дольмены «богатырскими хатками» — названием, отражающим скорее не размеры здания, а усилия, употребленные при его постройке.
      Дольмены Кубани вот уже почти двести лет вызывают пристальный научный интерес. Ученые подчеркивают, что с ними продолжает быть связано множество тайн и загадок. Слабо пока изучены прижизненные поселения носителей дольменной культуры, еще не создана хронологическая шкала дат сооружения дольменов, основных архитектурных типов и смелы погребального обряда в них. Недостаточно разобран вопрос об отношении культуры дольменов к предшествующим и последующим культурам. Неравномерно исследованы существующие дольмены. Хорошо изучено, например, содержание богатейших захоронений и Новосвободненском дольменном некрополе и в многочисленных дольменах Абхазии, и в то же самое время существует множество дольменных групп в горном Закубанье и Русском Причерноморье, которые еще никогда не рассматривались. До сих пор пет обмеров, описаний, чертежей многих дольменов и разработанных методов систематизированного сравнения их особенностей. Недостаточно изучена и сравнительная архитектура дольменов Кавказа и остального мира.
      Все это налагает особую ответственность на нас, живущих сегодня: каждый дольмен должен оберегаться нами как зеница ока. Парадокс: дольмены пережили эпохи варварства, нашествий и войн — и сохранились. А сегодня, в век расцвета цивилизации, в век массового образования, мы становимся свидетелями случаев порчи дольменов нашими современниками.
      Каждый дольмен должен быть заинвентаризован, снабжен охранительным аншлагом, подходы к нему в лесу должны быть отмечены стрелками-указателями. При горных лесоразработках вокруг дольменов следует оставлять кольцо нетронутого леса. Все эти меры могут возбудить должное уважение к памятникам невообразимой давности.
      Опыт последних десятилетий показывает, что некоторые из дольменов, относящиеся к описанным в литературе дольменным группам, местонахождение которых потеряно, были вновь обнаружены туристами. Кроме того, не исключена возможность обнаружения дольменов, неизвестных науке, не включенных в существующие каталоги. Задача отыскания дольменов, снабжения их аншлагами доступна всем, кто ходит в горы работать или путешествовать: лесорубам, туристам, краеведам, охотникам, юным следопытам.

Конец.

 
Перепечатка возможна © согласия автора.
 2000-2011 Swag
 
Хостинг от uCoz