Город Хадыженск  
     
Дольмен - история камня и человека.
 
СТРАНИЦА: 1
Окрестности города Хадыженск - долина древних могил.
Дольмены - как зачатки монументального зодчества.
Гипотеза происхождения.
Где и кем впервые зарегистрированы.
СТРАНИЦА: 2
Цивилизация на Кубани глубже "дольменной культуры" не исследована...
Сколько их осталось?
Закономерности расположения.
Типы дольменов.
СТРАНИЦА: 3
Архитектурное разнообразие.
Тайные замыслы строителей.
Роль дольменов в истории и культуре Адыгеи.
На этом история не заканчивается...
Фотогалерея.
Следующая страница
ФЛОРА И ФАУНА
Река Пшиш.
Ящерицы.
ИСТОРИЯ
Стр. биографии.
Казаки
ТЕЛЕФОННАЯ КНИГА
Админ. и организации.
Предприятия.
ФОТОАРХИВ
Город.
Природа.
ОТДЫХ И ТУРИЗМ
Вступление.
Карта района.
ОБЩЕНИЕ
Гостевая книга.
Форум.
Написать письмо.
ВЕРНУТЬСЯ
Карта сайта
  СТРАНИЦА: 1



«Северо-Кавказский край является одной из наших богатейших житниц...
Но вместе с этим Северо-Кавказский край настолько богат производительными силами и, в частности, минеральными сырьевыми ресурсами, что он имеет полнейшие возможности для развития здесь у себя широкой индустрии». В годы Советской власти предвидения Губкина, относящиеся как к Кавказу в целом, так и к долине Пшиша (по поводу наличия в ней разнообразных минеральных источников), полностью сбылись. Разведчикам недр все чаще стали попадаться минеральные воды, очень близкие к водам известнейших курортов страны —Боржоми, Ессентуки, Арзни, Горячий Ключ.
      В конце 1953 года было принято решение о создании Хадыженского бальнеологического курорта. Основанная на базе йодобромных вод водолечебница быстро завоевала всесоюзную славу благодаря эффективному воздействию лечения на радикулиты, полиартриты, экземы, общий атеросклероз, гипертоническую болезнь, отравления тяжелыми метилами, скрофулез и многие другие заболевания.
      Помимо этих хлоридно-натриевых с примесью йода и брома вод из остальных источников долины Пшиша особую ценность имеют минеральные воды типа боржоми и ессентуки, а также некоторые другие, освоение которых явится надежной базой для развития Хадыженского бальнеологического курорта общегосударственного значения с многогранным лечебным профилем.
      Прекрасный климат, богатейшие флора и фауна, целебные минеральные источники — все это способствовало заселенности долины Пшиша в древние времена. В краеведческом музее Апшеронска представлены найденные в долине наконечники копий, стрелы, боевые топорики, кольчуги, булатные кинжалы, старинные монеты, обрядовые украшения. Они свидетельствуют о пребывании на берегах Пшиша в разные эпохи аланов, гуннов, греков и других.
      Последние несколько столетий коренными жителями этих мест были хатукаевцы (одно из адыгских племен), занимавшиеся коневодством и скотоводством и начавшие к концу XVII века переходить на более оседлый образ жизни, связанный с раскорчевкой леса и обработкой земли. В процессе своей деятельности они часто обнаруживали в земле захоронения, относящиеся к различным эпохам. Тогда и появилось адыгейское название долины реки Пшиш — Ха-де-жи, или Долина древних могил.
      Помимо античных групповых захоронений в долине Пшиша встречаются и древнейшие погребальные сооружения — дольмены. В самых верховьях реки, на ее левом берегу, на вершине горы, поднимающейся над хутором Перевальным, высится знаменитый круглый дольмен, сложенный из блоков песчаника. Есть группа дольменов в окрестностях села Гойтх (гора Лысая), на правом берегу — близ села Шаумян и в долине первого крупного притока Пшиша — реки Сеже (иначе — Гунайка), близ горы Гунай.
      По всему горному Закубанью разбросаны сотни дольменов— одних из наиболее древних человеческих сооружений на Земле. Есть они и в долинах верхних притоков Кубани, то есть в Карачаево-Черкесии, но подлинное дольменное царство начинается от западных берегов Лабы и простирается до самого Таманского полуострова. Особенно много их в бассейне оставленной нами в предыдущей главе реки Белой. Но меридиан рек Пшиша и Аше является как бы срединной осью этого царства древних мавзолеев, и поэтому представляется уместным рассказать о нем именно в этой главе.
      Дольмены — это мегалитические (то есть выполненные из цельных каменных глыб) надгробия. Современному зрителю они напоминают скворечник: каре из четырех гигантских цельных плит, высеченных из песчаника и поставленных на ребро, покрытое сверху крышей—такою же пятой плитой, только несколько больших размеров, так что над круглым отверстием, пробитым в передней стене, образуется навес,— вот и вся постройка. Но ритм ее пропорций, монументальность, симметрия — все это производит впечатление грандиозности и прочности. Недаром дольмены (вместе с более примитивными мегалитическими постройками мира — кромлехами и менгирами, представляющими собой, грубо говоря, ограды из каменных глыб и первобытные обелиски) расцениваются историками искусства как зачатки монументального зодчества.
      Области распространения дольменов в мире тяготеют к Мировому океану. Первоначально европейской науке сделались известными дольмены Индии, Палестины и ряда европейских стран — Франции (Бретань), Италии, Греции, Дании и Скандинавских стран. Дольмены считают принадлежностью индоевропейской расы. Само название «дольмен» составлено из двух бретонских слов: «dol» — стол и «men» — камень и переводится как каменный стол (бретонский язык, сохранившийся до нашего времени, относится к кельтской группе индоевропейских языков).
      Существует гипотеза, согласно которой строители дольменов принадлежали к единому народу мореплавателей. По другой гипотезе, дольменная культура присуща различным народам, имевшим между собой контакты. Известный советский исследователь дольменов Л. И. Лавров считает, что, отправляясь от второй гипотезы, можно исследовать вопрос о морских путешествиях древних кавказских горцев, которые хотя и заимствовали, но усовершенствовали технику строительства дольменов. Более того, так как о настоящее время принято относить время постройки дольменов горного Закубанья к 2300—2000 годам до нашей эры, то есть считать их ровесниками египетских пирамид, Лавров считает несомненным факт существования в эту эпоху контактов между строителями дольменов и строителями пирамид. В пользу этого, по его мнению, свидетельствует одинаковая в обоих случаях исключительная забота о загробной жизни.
      Впервые дольмены на Западном Кавказе были обнаружены русским академиком П. С. Палласом в 1793 году. Проезжая вдоль Северной косы на Таманском полуострове (близ станицы Фонталовской), он встретил развалины татарского села Чокрак-Кой, «...а несколько дальше,— добавляет он в своем отчете,— на ровной возвышенности много могил... с большими плоскими известковыми и песчаниково-шиферными плитами, поставленными на ребро в продолговатые четырехугольные ящики. Происхождение их не татарское, а, пожалуй, черкесское».
      В 1818 году французский археолог Тебу де Мариньи открыл группу дольменов в ущелье реки Пшады. В начале 30-х годов XIX века его соотечественник Дюбуа де Монпере и англичанин Дж. Белл обнаружили еще несколько дольменов между Геленджиком и Джубгой, а также большие дольменные группы в верховьях реки Абин; около десяти лет спустя эти исследователи первыми опубликовали зарисовки таинственных мавзолеев. Во второй половине XIX столетия экспедиции к дольменам предпринимались Ф. С. Бампером (1865—1870), К. Д. Фелицыным (1878), который вошел в историю науки как крупнейший знаток дольменов и первооткрыватель многих дольменных групп Прикубанья, В. И. Сизовым (1888). Пионер кубанского краеведения, учитель екатеринодарской гимназии В. М. Сысоев объездил по поручению Московского археологического общества в 1892 году область распространения кубанских дольменов, осуществив одну из первых попыток определения их общего числа. О дольменах писали известные исследователи П. С. Уваров (1891) и Л. Я Апостолов (1897). В советское время ими занимались многие ученые, среди которых в первую очередь должны быть отмечены В. И. Марковин, посвятивший дольменам 25 научных публикаций и 1960—1975 годах, свою докторскую диссертацию, монографию, а также популярную книжку, Л. И. Лавров, опубликовавший в 1960 году наиболее полный каталог дольменов Северо-Западного Кавказа, и известный краснодарский археолог профессор Н. В. Анфимов — его экспедиция 1957 года к дольменам Русского Причерноморья добыла множество новых сведений о каменных «скворечнях».
      Главная область распространения дольменов в Советском Союзе — это горная полоса Краснодарского края от Таманского полуострова до бассейна реки Ходзь (левого притока Лабы включительно). Кроме того, небольшие группы дольменов имеются в Абхазии, в окрестностях Пятигорска, в Карачаево-Черкесии и Крыму (причем относительно крымских мавзолеев в археологической литературе существуют различные мнения: считать ли их дольменами, или относить к разряду гробниц более поздних эпох). Больше нигде в Советском Союзе дольмены не встречаются.

ДАЛЬШЕ


 
Перепечатка возможна © согласия автора.
 2000-2011 Swag
 
Хостинг от uCoz