Город Хадыженск

Форум.
ВЕРНУТЬСЯ
Карта сайта.

На мой летний отпуск были намечены несколько вылазок в горы и отдых у моря с вечным обгоранием и поглощением декалитров пива. Поход на водопад одна из удачных пеших прогулок. Мне понравилось все без исключения. Так вот как все было...

За день до выхода я договорился со старинным другом Женей на 7:30 утра у его дома. Немного опоздал, что в свою очередь компенсировало его сборы. На автобус до п. Травалево мы не успели, (он ходит всего два раза утром и два раза вечером), пришлось ехать на рейсовом №2 до ост. Суздальская. Утро было просто загляденье. Солнышко просушило землю после недавнего дождика и от этого дышалось легко и вкусно. От Хадыженска до п. Травалево всего два километра и мы бодро взяли старт от последней остановки. Поселок зажат в лесистых горах и состоит всего из нескольких улиц. На главной, и единственной улице, через которую мы проходили, нам повстречался одиноко стоящий тракторишко, верно оставленный до лучших времен и, скорее всего на ходу.
   В самом центре стояла полу развалившаяся остановка, около которой паслась коза. Одним словом - разруха. Единственный магазин уже десяток лет, наверное, закрыт на переучет, хотя рядом с ним пристроился контейнер, оборудованный под ларек. В этом ларьке мы уже собрались было прикупить пару бутылочек пива, но у продавщицы не оказалось сдачи с 50 рублей, а меньше у нас не было (лишь позже я узнал, что все в этом ларьке можно взять в долг, правда, если ты - коренной житель).  Жаль, но надо идти дальше, а дальше - нам повезло: отошли мы метров 200 от ларька, как из переулка вывернул бортовой грузовик ЗИЛ-157. Мы, конечно, замахали руками, и водитель любезно согласился подвезти нас. Правда, перед этим ненавязчиво выспросил, куда это мы и зачем.
Он перевез нас через брод. Старый мост за поселком давно разрушился, а новый, наверное, делать не будут... Мы попрощались и продолжили свой путь. Не прошли и километра, как лес обступил дорогу так близко, что нависавшие ветки закрывали не только солнце, но и небо. От этого почти вся дорога превратилась в месиво грязи. К тому же эту грязь постоянно "размешивают" тягачи. Они вывозят лес. Его никто не охраняет. Жаль.. Но надо идти дальше. Самые глубокие места приходится обходить по подлеску или животным тропам. Главное - не пропустить заветный мостик, после которого надо будет сворачивать и пройти самую малость. На нашем пути таких мостов будет три или четыре. Речка петляет и появляется то справа, то слева. Взглянув на эту речушку впервые, можно подумать, что в самые полноводные месяцы ее можно перешагнуть легко. Так выглядят все горные реки. Круто конечно сказано для наших шести сотен метров над уровнем моря, НО ЭТО ФАКТ. Хадажка и Пшиш - горные реки. В 1987 году (а так же и в 1991, фоторепортаж) этот "ручеек" наполненный разбившемся о горы смерчем, наделал много бед. Вместе с рекой Пшиш (в которую Хадажка впадает в черте города) она наполнилась водой и поднялась на четыре - пять метров выше своего обычного уровня. Во многих местах были снесены железобетонные мосты, десятки людей остались без крова, тысячи спасались на чердаках своих домов. А потом много месяцев выгребали тонны ила из комнат, подвалов и сараев. Но я немного отвлекся. А тем временем мы прошагали уже километра четыре. И вот наконец появился тот самый неповторимый мост из деревянных бревен. Фотография была сделана уже после того, как мы его перешли. Еще метров сорок и спуск, а вернее, съезд налево и вниз. Раньше это был действительно съезд, а теперь одни наметены остались. Мы переходим ручей и оказываемся на поляне. Так называемый приют туриста. Перед нами поляна примерно семьдесят метров в диаметре вся усыпана мелкими полевыми и лесными цветами. С одной стороны склон горы с другой - подлесок с парой деревьев, река и склон другой горы. Тихое, уютное местечко. Остаться бы здесь подольше. Мы конечно остановились просушить взмокшие спины и отдохнуть перед последним броском. Теперь надо подняться по изрезанной оврагами старой дороге в конце поляны. Мы прошли на самый верх и даже дальше, так что пришлось поворачивать назад. Подниматься надо было всего на две трети. После чего свернуть налево и вдоль по склону горы пройти метров 150. И опять мы промахнулись. Пошли поверху, со стороны хребта, то есть сверху водопада. Спустились с камней к речке и осторожно посмотрели вниз. Было шумно (от падающей воды) и очень радостно за себя и за природу. Этот водопад находится не близко и не далеко от города, но не зря я встал сегодня так рано. После непродолжительного привала мы начали спуск к подножию. Кругом почва была очень влажной. Приходилось осторожничать при спуске. Рядом с водопадом есть небольшое утоптанное плато. На нем обычно перекусывают забредающие сюда грибники и туристы. Во время перекуса мимо прошли парнишка с девчушкой. В руках несли корзинки. Мы перемолвились с ними и оказалось, что они ходили по грибы, но грибов нынче мало. Спустившись к воде мы конечно сфотографировались. Вода чистая-чистая и очень холодная. Если постараться, то можно зайти за падающую воду и оказаться как бы в "домике"... Я проделал сей трюк, ну а Женя меня запечатлел на пленку. Вот и заканчивается мое повествование. Вернувшись на поляну, где отдыхали перед последним рывком, я пожелал счастливого пути своему другу Жене, да-да именно так. Женя собрался идти дальше и покорить гору Лысая. Я же выбрался на дорогу и направил свои стопы к родному городу. В душе теплилась надежда, вдруг меня догонит какой-нибудь тягач и подбросит до поселка. Но как назло я наверное попал в обеденный перерыв и протопал аж до самой остановки Суздальская, что в городе Хадыженск. Заняло это у меня около 2 часов. Только после того, как моя пятая точка соединилась с посадочным местом в многострадальном "пазике", я ощутил жуткое блаженство.

Это была эйфория духа и тела!!!!.
Художественный редактор:
Матюшенко Т.В.

Перепечатка возможна © согласия автора.